Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Концепция
работы с одарёнными детьми
Такие особенности обучающихся, как развитый
интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная
потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать
одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение
одаренных детей.
К группе одаренных детей могут быть
отнесены обучающиеся, которые:
1) имеют более высокие по сравнению с большинством
остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,
творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую
познавательную потребность;
3) испытывают радость от умственного труда.
В дополнение к этому определению можно отметить, что
для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и
творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду
причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки
одаренности.
Полезно иметь в виду, что можно условно выделить три
категории одаренных детей:
1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного
развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и
младшем школьном возрасте);
2) с признаками специальной умственной одаренности –
одаренности в определенной области науки (такие обучающиеся чаще обнаруживаются
в подростковом возрасте);
3)
не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой
познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными
умственными резервами (возможности таких обучающихся нередко раскрываются в
старшем школьном возрасте).
Создание
условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья
одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто
способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший
качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных
направлений работы ОУ.
В
работе с этой категорией учащихся школа должна руководствоваться следующими
принципами:
1)
принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа
выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития
одаренного учащегося);
2) принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества;
3) принцип максимального разнообразия
предоставляемых возможностей;
4) принцип возрастания роли внеурочной деятельности
при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
5) принцип особого внимания к проблеме межпредметных
связей в индивидуальной работе с обучающимися;
6)
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии учителя
Цели и задачи работы с
одарёнными детьми
Целями работы учителей школы с одаренными детьми
являются:
· выявление
одаренных детей;
· создание
условий, способствующих их оптимальному развитию.
Программа «Одарённые дети»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Первые шаги в науку»
Основа программы -
Образовательные стандарты.
В Пояснительной записке
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
отмечается, что «содержание и формы организации учебной деятельности
проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся». Центральной линией
развития школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности.
Цель программы: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Краткая
характеристика целевой аудитории: В
условиях реализации ФГОС НОО использование
деятельностного подхода в обучении школьников – одна из задач
современной школы. Актуальность программы очевидна, т.к. знания, умения
и УУД, необходимые для организации проектно -
исследовательской деятельности
в школе, в будущем
станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности во
всех типах высших
и средне-профессиональных учебных
заведениях и позволят
стать конкурентно-способным на
рынке труда и
в любой сфере
профессиональной деятельности.
Она предназначена для учителей начальной
школы, осваивающих проектную технологию,
применение которой направлено на реализацию требований ФГОС. Данная
методическая разработка – часть обобщения педагогического опыта по приобщению
младших школьников к исследовательскую деятельности, предназначена для
организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах и успешно применяется учителями
начальных классов Баргузинской школы и Баргузинского района.
Новизна данной программы заключается в реализации педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий