Советы психолога - Впереди ВПР

 


Рекомендации учителям и родителям, чтобы четвероклассники справились с ВПР

Уважаемые родители и педагоги, чтобы улучшить показатели и подготовить учеников к ВПР, воспользуйтесь рекомендациями (рекомендации родителям, которые педагоги могут озвучить на собрании).

1 рекомендация

Как формировать познавательную активность и учебную направленность

Педагогу. Побуждайте учеников к познанию. Когда готовитесь к проверочной работе, попросите сформулировать три вопроса учителю, на которые они хотели бы получить ответы.

Родителям. Начинайте с трудных и незнакомых заданий, а потом переходите к знакомому и легкому. Материал разбивайте на короткие, легко выполнимые шаги и старайтесь закончить работу до того, как наступило переутомление. На проверочной работе, наоборот, ребенок может просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся ему легкими, и начать с них.

2 рекомендация

Как формировать самостоятельность и настойчивость

Педагогу. Оказывайте ученику организующую помощь. Вы помогаете ему спланировать свою работу, но не организуете ее за школьника. Основной методический прием – организующие вопросы. Они не дают ученику готовых ответов, а побуждают его задуматься и планировать деятельность самостоятельно. Например, как ты будешь решать эту задачу? что ты сделаешь сначала, а что потом? расскажи, как ты будешь выполнять это задание. Нужно ободрять ученика в процессе поисков, но не спешить объяснять и подсказывать.

Родителям. Объясните ребенку, что чем дальше, тем чаще он будет сталкиваться с ситуациями, когда сразу будет непонятно, что и как надо делать. Не надо пугаться, а надо учиться самостоятельно находить подходящие методы решений. Все правила, формулы постоянно в голове держать невозможно и не нужно. Когда задача не решается, лучше проанализировать, какие темы в ней есть или к какому типу ее отнести. Ничего принципиально нового в заданиях проверочных работ нет. Надо сравнить, чем задача отличается от тех, которые решали в классе. Она может быть просто сформулирована иначе. Нужно выстроить ее схему и сравнить со схемой классных задач. Когда различия станут видны, будет понятно, как решать.

3 рекомендация

Как формировать навыки контроля

Педагогу. Развивайте у ученика навыки контроля и самопроверки: найти ошибки, когда закончил работу, самостоятельно проверить результаты задания. Напоминайте школьнику о необходимости самоконтроля: ты проверяешь то, что делаешь? Не указывайте на недостатки и ошибки напрямую, а помогите найти их самостоятельно.

Родителям. Помогите ребенку научиться составлять предварительный план действий, чтобы выполнить задание: что он будет делать в первую очередь, а что потом. Ребенок может рассказывать самому себе или вам последовательность своих действий и только потом выполнять задание. Когда он выполнил все задания работы, проверьте, все ли правильно сделал. При самопроверке ребенок может представить, что проверяет чужую работу и ищет ошибки.

4 рекомендация

Как улучшить динамику учебной деятельности

Педагогу. Не торопите медлительного ученика, иначе начнет страдать качество его работы. Давайте ему больше времени, чтобы освоить новый навык. Если медлительность школьника вызвана повышенной тревожностью и неуверенностью в себе, он склонен к излишним самопроверкам, нужно эмоционально поддерживать его и замечать успехи. Ученик может не успеть сделать все задания проверочной работы, если он чрезмерно старателен и буквально выполняет инструкцию: работать внимательно и аккуратно. Чтобы школьник начал работать быстрее, поставьте задачу: в ограниченное время надо успеть выполнить значительный объем работы.

Родителям. Научите ребенка распределять работу и рационально планировать время на проверочной работе. Это можно сделать, когда он выполняет домашнее задание. Например, ребенку нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу он может потратить не более 12 мин. Также ребенок может периодически контролировать оставшееся время, чтобы оценить, успевает ли выполнить намеченное.

5 рекомендация

Как формировать дисциплинированность и организованность

Педагогу. Заранее определите время, которое нужно для подготовки к проверочной работе. Составьте график и придерживайтесь его.

Родителям. Научите ребенка готовиться к проверочной работе в одно и то же время. Заранее определите дни и время. Например, три раза в неделю по одному часу. Это позволит ему придерживаться плана и не откладывать на другой день. Уберите телефон, ноутбук, выключите телевизор, чтобы ничто не отвлекало от занятий.

6 рекомендация

Как создать оптимальные условия для работы

Педагогу. Когда объясняете материал, давайте ученикам алгоритм действий и используйте короткие, четко построенные фразы. Если вы видите, что школьник «выключился», не трогайте его в этот момент: он будет не в состоянии разумно отреагировать. Чтобы возвратить ученика к занятию, озвучьте ему номер задания, которое выполняет весь класс, напомните ход работы и последовательность действий.

Родителям. Учитывайте личные биоритмы ребенка. Когда его умственная работоспособность на пике – он выполняет самые сложные задания. В периоды энергетического спада – легкие. Выделите время для спорта, прогулок и не забывайте о полноценном сне. Объясните ребенку, что на проверочной работе можно сделать несколько коротких перерывов. В это время нужно подумать о чем-нибудь приятном. Можно выйти из класса: умыться, глубоко подышать.

7  рекомендация

Как развить внимание и саморегуляцию

Педагогу. Если у ученика низкий уровень внимания и саморегуляции, обучите его методам самоорганизации и самоконтроля: сначала анализируем задание в целом, планируем последовательность действий, потом выполняем. План действий желательно зафиксировать. Задавайте ученику вопросы: как ты думаешь, что тебе надо сделать? с чего ты начнешь? как ты считаешь, сколько времени это займет? как ты распределишь время?

Родителям. Используйте таймер для каждого задания проверочной работы. Это поможет ребенку сконцентрироваться. Если он часто отвлекается, разбейте занятие на короткие интервалы. Например, 15 мин – занятие, 5 мин – перерыв. Ребенок может в процессе работы проговаривать вслух все, что делает. Расскажите ребенку, что на проверочной работе можно составить план действий и зачеркивать те пункты, которые уже выполнил. Когда ребенок читает и выполняет задание на ВПР, можно положить линейку на нужную строчку. Так легче искать нужную информацию.

 

Удачи!


Комментариев нет:

Отправить комментарий